Размер школьного окна в классе
МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Какими должны быть окна в школе по СанПиН?
Какие окна поставить в школу
Программа реконструкции московских школ затрагивает полную перестройку зданий, которые возводились по типовым проектам при застройке спальных районов еще 50-60 лет назад. В целом по России, согласно статистике, 15 000 школьных зданий изношены более чем на 50%. Устаревшее оборудование и ветхие стены заменит новый яркий эргономичный дизайн, фасады с масштабной площадью остекления и удобные интерьеры. Эти новшества должны способствовать модернизации самого учебного процесса, улучшению психологической атмосферы в школе, ее открытости и развитию. Главное: свет, безопасность, качество — необходимые требования к окну в школе.
Свет, тепло, безопасность, комфорт и дизайн – важнейшие условия для комфортной учебы в классе. Если учитель и ученики испытывают физический дискомфорт от недостаточной освещенности помещения, сквозняков или духоты, что напрямую связано с качеством окон в учебном помещении, говорить о погружении в предмет и внимании к содержанию урока не приходится.
Окна должны большими: дневной свет – лучше для учебы нет
Площадь остекления в школах всегда отличалась от обычных жилых помещений, в современных проектах оно превышает даже привычные для старых школ большие размеры. Ведь основное предназначение окна – пропускать свет. Максимальная освещенность помещения дневным светом – одно из важных требований, предъявляемых к окнам в учебных заведениях, по ряду причин.
- Солнечный свет – хороший антисептик. Его поступление убивает пагубные микроорганизмы, что особенно важно в местах скопления большого количества людей.
- Дневной свет помогает сохранить зрение. Даже слабый рассеянный дневной свет создаст положительный фон для зрительного восприятия информации.
- Прозрачный покров формирует открытость и связь с внешним миром, что благоприятно влияет на внутреннюю атмосферу и психологическое самочувствие всех посетителей школы.
Лампы дневного света неизбежно будут использоваться большую часть года в силу климатических особенностей России, однако свето-прозрачные конструкции школы должны быть готовы максимально впустить солнце и свет в просторные классы. Окна должны быть теплыми. К оконным конструкциям для остекления школы должны применяться повышенные требования по теплосбережению, поскольку здоровье школьников не должно подвергаться рискам. Подводя итог, окна в новых школах должны надежно защищать от сквозняков весь год.
Первое, что должно строго соблюдаться – это абсолютная герметичность установленных фасадных конструкций. Ученикам и учителю должно быть комфортно и безопасно находиться вблизи окон без риска простуды от сквозняка. Недопустимо, чтобы сидящие к окна школьники, ощущали холод, влажность или сквозняк, что, к сожалению, не редкость при установке новых ПВХ-конструкций.
Проблема холода и сквозняков в холодное время года, связанная с некачественным исполнением и установкой алюминиевых конструкций большого размера, наблюдается и сейчас в новых школах. Применение некачественных оконных конструкций ведет к простудам.
Теплое окно для школы должно включать: оконный профиль среднего класса (системы от 70 мм) или премиум класса (системы от 80 мм), 2-хкамерный стеклопакет (включает 3 стекла) с низкоэмиссионнным стеклом (теплое стекло с серебряным покрытием) либо мультифункциональным стеклом (для сохранения комфортного микроклимата в холодное и жаркое время года), качественный epdm уплотнитель для надёжной и долговременной защиты в помещении.
Окна должны быть безопасными и удобными
Помещения классов нужно регулярно проветривать. Учитель вынужден выбирать между свежим воздухом для эффективной работы мозга и ростом простудных заболеваний среди учеников. Насквозь открытое окно небезопасно не только для здоровья, но и для жизни учеников. В старых деревянных окнах, обязательным пунктом раскладки были верхние фрамуги или форточки, обеспечивающие безопасность. Сложность состояла в том, чтобы легко и быстро открыть и закрыть их. Фрамужная створка в окне обеспечит безопасное проветривание.
Нынешние технологии производства окон позволяют выбрать оптимальную конфигурацию окна, где предусмотрена верхняя фрамужная створка с удобной ручкой в нижней части окна. Такое окно сможет безопасно и легко открыть даже самые маленькие ученики образовательных заведений. На остальных створках для обеспечения безопасности жизни школьников необходимо предусмотреть ручки с ключом, который будет надежно храниться у преподавателя. Современная конструкция окна с фрамужной створкой позволяет открыть ее на микропроветривание.
Для пространств, где возможна большая активность – как спортзал и рекреации – оптимально установить закаленный триплекс, который может выдерживать максимальные механические нагрузки и обеспечить безопасность учащихся.
Окна должны быть красивыми
Создать радостную атмосферу в помещении, во дворе школы, на ее территории поможет множество дизайнерских решений в области окон. Применение витражей позволит создать творческую атмосферу и стать ярким украшением школьного интерьера. Использование цветных декоративных стекол также позволит украсить внутреннее пространство школы.
Современные технологии производства пластиковых окон позволяют подобрать любой оттенок оконных рам и створок с помощью ламинации, окрашивания, специальных накладок, что позволяет оптимально вписать окно в стиль школьного интерьера. Широкое применение стекла соответствует нормам безопасности и при этом объединяет школьное пространство, создает ощущение демократизма, свободы и творчества.
Главное выбрать правильные окна
Современные оконные технологии позволяют сделать для школы окна, максимально отвечающие одновременно требованиям красоты и условиям безопасности. Оптимальные конструкции будут дороже «экономичных», но кто экономит на детях? Важно сразу выбирать качественные пластиковые окна, а не выжимать из оконных компаний наиболее экономичные варианты, после установки которых и детям, и учителям очень не комфортно находиться в классах и других помещениях школы.
Если в жилых новостройках собственники квартир могут сами поменять некачественные окна, то в школе этим заниматься некому. Вопрос установки качественных окон в учебных заведениях – зона ответственности государства. Именно оно отвечает за безопасность своих несовершеннолетних граждан.
Остается надеяться, что чиновники тщательно подойдут к выбору подрядчиков для окон в новых и подлежащих реконструкции школьных учреждений. А школьники и учителя будут наслаждаться всеми преимуществами новой архитектуры и дизайна, а не мучиться каждые девять школьных месяцев в течение десяти лет обучения из-за оконных сквозняков.
В России требуемые теплозащитные качества оконных конструкций регламентируются СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Основной нормируемой величиной, характеризующей теплозащитные качества светопрозрачных конструкций, является приведенное сопротивление теплопередаче,R0. Согласно требованиям СНиП 23-02-2003, приведенное сопротивление теплопередаче оконных блоков нормируется в зависимости от показателя «градусосутки отопительного периода», который расчитывается по формуле. Часть данных для расчета берется из СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» и ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Данные зависят от географического положения объекта (климатических условий), категории здания (жилые, детские, общественные, производственные). После расчета по таблице определяется необходимый R0. Предлагаемые окна должны иметь коэффициент не ниже требуемого. Соответственно выбирается необходимый профиль и стеклопакет, которые позволяют получить требуемое окно. Добиться требуемого коэффициента можно и «узким» профилем с хорошим стеклопакетом. В жизни, в проект на остекление детских учреждений закладываются окна с большим запасом. И в конкурсе (тендере) закладываются окна с профилем шириной от 70 мм и выше. Это правильно, т.к. кроме коэффициента на окно, есть еще и глубина монтажного шва, влияющая на промерзание стены. Еще есть такой фактор как энергосбережение, что позволяет уменьшить расходы на эксплуатацию здания, в частности — на тепло. Поэтому закладываются стекла с теплосберегающим покрытием. Ставить обычные стекла, учитывая большую площадь остекления в школе — совсем неразумно. Теплопотери будут очень большими. Окна ставятся на десятилетия. И замена потом обойдется в круглую сумму. Я описываю немного больше, чем в вопросе, чтобы было понятно, что есть необходимые требования, которые определяются расчетами, а есть еще и здравый смысл (часто нормативы отстают от жизни), позволяющий «смотреть дальше», учитывая современные возможности. Именно это может мотивировать ставить в проект более «продвинутые» конструкции и выделять средства для их использования. Также есть и принимаемые региональные нормы, которые могут ужесточать требования общегосударственных нормативных документов.
Copyright © 2019 МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область
Выбор пластиковых окон для школы
Статистика говорит, что более 15 тысяч российских школ требуют капитального ремонта, где в первую очередь необходимо уделить внимание окнам. Большинство образовательных заведений возводилось 50-60 лет назад, и тогда ставились двойные деревянные рамы. Сначала они хорошо справляются с защитой от холода и сквозняков. Однако постепенно дерево растрескивается, разбухает или иссушивается, створки перестают открываться с прежней легкостью, стекла бьются, звенят от внешнего шума. Появляются сквозняки, конденсат, плесень. Всё это негативно отражается на здоровье ребенка.
Я бы поостерегся отправлять детей в школу, окна которой сильно сквозят и запотевают. Детский иммунитет еще формируется, он не всегда способен в полную силу противостоять грибкам, холоду и бактериям, а они неизбежны в зданиях, требующих ремонта. Большинство этих проблем в школах решают пластиковые окна.
Требования к установке окон в школу
При установке пластиковых окон в школе нужно следить за тем, чтобы они обеспечивали необходимый уровень комфорта и безопасности. Обращать внимание следует на:
Эти характеристики важны, так как создают в классе условия, подходящие для успешной учебы.
Размеры окон
Пластиковые окна в школах должны быть большими. Рамы из ПВХ способны давать необходимую площадь остекления, которая в образовательных учреждениях выше, чем в жилых. Просторные оконные проемы необходимы для того, чтобы в классах было светло, ведь учеба подразумевает повышенную нагрузку на глаза. Даже рассеянный свет пасмурного неба лучше искусственного освещения.
Не стоит пренебрегать лампами дневного света. Климатические условия России нередко вынуждают оставлять их включенными даже днем. Светильники должны создавать необходимый уровень освещения утром, вечером и в хмурые дни.
Способность окон пропускать свет зависит и от степени прозрачности стеклопакетов. Чем выше это значение, тем светлее будет в классе. Это важно, потому что солнечный свет не только помогает лучше видеть, что написано в учебниках и на доске, но и способствует дезинфекции, а ведь в местах большого скопления людей риск распространения инфекций особенно велик.
Теплоизоляция окна
При ремонте школы пластиковые окна должны избавить от сквозняков, промерзания и запотевания, характерные для деревянного остекления. Достигается это установкой профилей, обеспечивающих полную герметичность. Рядом с окнами должно быть комфортно. Недопустимо, чтобы от них исходил холод. Сквозняки, недостаток тепла приводят к простудам, кроме детей страдает и учитель, что негативно сказывается на качестве образования.
Пластиковые окна в школах должны оснащаться двухкамерными стеклопакетами. Они состоят из трех стекол. При выборе стеклопакета предпочтение следует отдавать конструкциям с энергосберегающими низкоэмиссионными или мультифункциональными стеклами. Так получится поддержать оптимальный микроклимат как в начале или конце учебного года, так и в разгар зимы.
Кто должен ставить пластиковые окна в школе? Местные городские власти. Но, если этот вопрос был решен в кругу родительского комитета, то, собирая деньги и выбирая оконных производителей, лучше отдавать предпочтение компаниям, предлагающим двойной контур уплотнения из качественного EPDM-уплотнителя. Такие «резинки» по периметру стеклопакетов и рам ограждают от проникновения внутрь холодного воздуха, пыли и осадков. Дополнительно они приглушают уличный шум.
Безопасность и удобство пластиковых окон
Одно из главных требований к пластиковым окнам в школах — безопасность. Школьные кабинеты нужно хорошо проветривать. Чтобы избежать опасных ситуаций, оптимальный вариант проветривания — фрамужная створка. Она легко открываются даже учениками начальных классов. Другая полезная опция — микрощелевое проветривание, сводящее сквозняки к минимуму.
Чтобы не пришлось открывать створки, советую установку в школе пластиковых окон с приточными клапанами или системами климат-контроля. Они автоматически поддерживают необходимый уровень влажности и свежего воздуха без заметного охлаждения температуры в помещении даже в морозы.
Устанавливать рамы с широкими распашными створками не рекомендуется. Либо их следует оснащать запорными механизмами, чтобы дети не смогли открыть их самостоятельно. Распространенная мера безопасности — съемная ручка. Она может храниться у учителя, который при необходимости самостоятельно будет открывать окна для проветривания. Другой вариант — ручка с замком либо замочные скважины. Ключ тоже должен находиться у учителя. Подробнее о детской защите на окна читайте тут.
Кабинеты младшеклассников, спортзалы и вестибюли подвергаются повышенному риску со стороны гиперактивных учеников. Нередко они перебрасываются предметами, бегают и ударяются о все поверхности. Чтобы избежать серьезных ран и трагедий, рекомендую устанавливать стеклопакеты с триплексом или закаленным стеклом. Закаленное стекло выдерживает сильные удары, а если разбивается, то на неопасные осколки без острых граней.
Триплекс разбить почти невозможно. От мощного ударного действия он трескается, осколки остаются приклеенными к специальной пленке, которая дополнительно может придавать окну повышенные теплоизоляционные характеристики.
ПВХ-окна для школ изготавливаются в антивандальном исполнении. Это отражается в использовании высокопрочного пластика, который не трескается и легко очищается от загрязнений, надписей ручками, фломастерами, маркерами.
Эстетика и привлекательный вид пвх
Зачастую пластиковые окна в школах изготавливаются из пластика стандартного белого цвета. Но чтобы учеба не была скучной, интерьер класса можно разнообразить. Это особенно полезно для начальных классов. Остекление с применением ПВХ-профилей позволяет выдержать кабинет в любом стиле благодаря ламинированию.
Ламинация представляет собой наклеивание на рамы ПВХ-пленок. Пленки придают профилю требуемый оттенок или текстуру. Технология обеспечивает прочность, износоустойчивость, способность выдерживать солнечные лучи без выцветания. При выборе цветового решения главное — не перебарщивать с яркостью. Достаточно заказать профили пастельных оттенков либо имитирующих натуральное дерево.
Украшать можно и стекла. Стеклопакеты декорируются раскладками, фацетами, витражами. Витражи особенно хороши в начальной школе и садиках. Они поддерживают творческую атмосферу, что улучшает настроение, а следовательно, и способность усваивать материал.
ПВХ-профили многообразны. Из них формируются окна, максимально приближенные по внешнему виду на старые рамы, что важно для сохранения облика школьного здания. Если же администрация хочет отреставрировать школу и сделать ее более современной или необычной, гибкость пластиковых профилей позволяет формировать: арочные, круглые, овальные, треугольные и многоугольные окна.
Нормы, регламентирующие требования к окнам в школе
Чтобы пластиковые окна в школах давали максимум комфорта, необходимо соблюдать определенные требования. В России они регламентируются СНиПами и ГОСТами. Приоритетнее правила ГОСТов. СНиПы вводят поправки по климатическим условиям строительства, поэтому пренебрегать ими все-таки не рекомендую.
Чтобы подобрать пластиковые окна, соответствующие всем требованиям, советую изучить следующие ГОСТы:
23166-99 — об общих технических условиях для оконных блоков;
30673-99, 30674-99 — об общих технических условиях ПВХ-профилей;
24866-99 — о стеклопакетах;
30777-2001 — о створках, способах открывания;
30971-2002 — информация о монтажных узлах примыканий окон к стенам;
30778-2001 — об уплотнителях, их материалах.
Эти ГОСТы содержат информацию о классификации окон по уровню теплоизоляции, звукоизоляции, водо- и воздухопроницаемости, светопрозрачности и расчетах. Чтобы рассчитывать требуемые коэффициенты сопротивления теплопередаче, можно руководствоваться СНиП 23-02-2003 о теплозащите зданий. Для Москвы актуально положение МГСН 2.01-94, где говорится об энергосбережении в столичных условиях.
Нормы предписывают поддерживать уровень относительной влажности в школах на уровне 55%, температуру воздуха не ниже 20 градусов Цельсия, при этом точка росы внутреннего воздуха должна быть не ниже 10,7 градусов Цельсия, чтобы стекла не запотевали. Чтобы обеспечить эти условия при климате средней полосы России, коэффициент сопротивления теплопередачи окон должен составлять не менее 0,55-0,6 м 2 °С/Вт, а лучше — больше. Чем выше это значение, тем теплее окна, ниже вероятность промерзания в сильные морозы и меньше риска образования конденсата, который способствует росту плесени и размножению бактерий.
Насколько выгодны пластиковые окна для установки в школах
Понимаю, что многих родителей наверняка испугает цена действительно качественных пластиковых окон для школы. Однако на детях лучше не экономить. Тем более, что ПВХ-остекление может дать выгоды в долгосрочной перспективе, иначе говоря — окупиться.
1. Улучшение теплоизоляции. Когда исчезнут сквозняки, перестанет тянуть холодом, в классах установится более высокая температура. Учителям не понадобится включать обогреватели, а детям сидеть в куртках — снизятся затраты на отопление. Дополнительно увеличится уровень естественного освещения — свет придется включать реже, что еще даст экономию на электричестве. Дети будут меньше болеть, не придется пропускать уроки.
2. ПВХ-окна «тише» деревянных. Значительно снизится шум от ближайших дорог, выкрики детей на спортплощадках перестанут отвлекать от занятий. Тишина полезна для здоровья.
3. Экологическая чистота в сочетании с простотой ухода. Пластиковые окна в школах не нуждаются в регулярном окрашивании, как старые деревянные рамы. Их достаточно периодически мыть обычными моющими средствами. Оконные профили изготавливаются из экологически безопасного сырья — они не выделяют вредных веществ.
Обращаю внимание, что для наибольшей безвредности лучше устанавливать окна без содержания свинца. Он хоть и находится в связанном состоянии, но для перестраховки советую профили, содержащие вместо свинцовых соединений кальций и цинк – например, Rehau, Veka, KBE, Schuco.
4. Безопасность. Замки-«антидетки» не дадут гиперактивным ученикам открыть створку и выпасть. Ограничители не позволят окну распахиваться слишком сильно от резких порывов ветра. Установка закаленных стекол и триплекса защитят от разбиения и порезов осколками. Чтобы не докучали насекомые, можно установить москитные сетки.
5. ПВХ-окна способны выдержать большие ветровые нагрузки. Они рассчитаны на большое количество открываний и закрываний. Профили служат до сорока и даже шестидесяти лет. Тратиться на краску и заклеивание на зиму не придется. Понадобится только время от времени регулировать фурнитуру и смазывать уплотнители, или менять их раз в несколько лет. Благодаря этому сборы на ремонт школы после установки пластиковых окон могут значительно снизиться.
Таким образом, установка пластиковых окон в школе, на мой взгляд, правильное решение. Оно дает выгоду, способствует улучшению условий для получения знаний, поддержки здоровья, привлекательности облика здания. В светлую, теплую и красивую школу ребенок пойдет с большим удовольствием. Учителю будет легче вести занятия, когда в классе тепло и никто не болеет, а родителям — спокойнее отправлять детей в отремонтированное школьное здание. Поэтому если при ремонте есть возможность выбирать — рекомендую тщательно следить за оконными характеристиками.
Заказать пластиковые окна для остекления школы в Москве и области вы можете:
Основные требования к классу и другим помещениям школы
Гигиенические и технические требования к разным школьным помещениям имеют своей задачей поставить в наилучшие условия учебно-воспитательную работу в учебных помещениях и правильно организовать использование остальных помещений.
Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений — классов.
В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших — не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).
Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.
Учебные лаборатории физики, химии и биологии предназначаются для занятий учащихся с V класса (естествознание) и по X класс включительно. Они состоят из самого кабинета, подсобной лаборантской комнаты для подготовки демонстраций и для хранения оборудования (материалов) и вспомогательных комнат, например, живого уголка при лаборатории биологии, и т. п. Живой уголок ориентируется на южную половину горизонта. Длина кабинета делается не более 10 м, ширина может доходить до 8 м (при двустороннем освещении).
Лаборантскую комнату удобнее всего иметь рядом с кабинетом, впереди его. Лаборантская комната соединяется дверями с лабораторией (сбоку от классной доски) и с коридором. Размеры — от 16 кв. м и более.
Опыт строительства и эксплуатации школьных зданий показывает, что весьма удобным является расположение учебных лабораторий одна под другой, в виде блока или крыла здания.
Физкультурный зал надо иметь в каждом здании семилетней и средней школы. Минимальным является зал в 128 кв. м, длиной в 16 м и шириной в 8 м; на 1 ученика в нём приходится 3 кв. м. Зал в 162 км. м (18 х 9) более удовлетворяет гигиеническим требованиям; в нём на 1 ученика приходится 4 кв. м площади. Высоту малого зала дают обычно в 4 м, большого — в 5 м. Окна в зале делают с обеих длинных сторон; для лучшего проветривания окна устраиваются на большой высоте, и рамы их затягиваются металлической сеткой (для безопасности при игре в мяч). Комнаты для переодевания и душевые необходимы при каждом благоустроенном физкультурном зале. Наличие душевых с горячей водой помогает сочетать физкультуру с водными процедурами, что важно для укрепления здоровья учащихся и для воспитания гигиенических навыков.
При отсутствии физкультурного зала занятия по этому предмету проводятся в рекреационных помещениях (специально убираемых влажным способом перед занятиями) и на воздухе — под навесом или на открытом месте школьного участка.
Рекреационные помещения и коридоры имеют своим назначением предоставить детям возможность отдохнуть между занятиями. Они предназначаются для проведения учащимися перемен сообразно своему желанию (в движении, беседе, игре) и делаются просторными. Шум, возникающий при совместном пребывании в одном рекреационном помещении большого количества детей, возбуждает и утомляет их. Поэтому лучше всего каждое помещение для отдыха отводить на 3-4 и ни в коем случае не более чем на 6 классов. Рекреационные помещения бывают двух типов: в виде отдельных помещений или в форме расширенного коридора в 4-6 м шириной.
Площадь рекреации на 1 ученика должна быть в 0,75 кв. м и во всяком случае не менее 0,65 кв. м.
Коридоры длиннее 50-60 м недопустимы в школьных зданиях.
Вестибюль-раздевалка обязателен для любого здания школы. Хранение верхней одежды детьми в коридорах и классах недопустимо, так как при этом загрязняются помещения и имеется возможность разнесения инфекционных заболеваний. У входа в здание или в самой раздевальной должен быть тамбур, благодаря которому при открывании наружной двери холодный воздух не проникает в вестибюль, где раздеваются дети, но предварительно в тамбуре смешивается с нагретым воздухом тамбура. Кроме того, тамбур препятствует возникновению сквозняков. Средний размер площади на 1 ученика в вестибюле принимается в 0,25 кв. м. Вестибюль должен иметь достаточное естественное освещение.
Библиотека — книгохранилище в большой школе состоит из помещения книгохранилища с раздаточной и отдельной комнаты-читальни. В небольших школах устраивают лишь помещение для книгохранилища. В этом случае важно располагать его рядом с классным помещением с тем, чтобы обе комнаты сообщались между собой. Таким образом, соседнее с книгохранилищем помещение может быть во внеурочное время использовано как читальня.
Учительскую следует располагать в наименее шумном месте школы. Размер её должен быть от 2 кв. м на учителя и во всяком случае не менее 12 кв. м.
Буфет или столовая — весьма необходимое для школьного здания помещение, так как дети нуждаются в горячем питании на протяжении занятий в школе. Для буфета или столовой отводится отдельное помещение, размер которого зависит от типа школы. Помещение раздаточной объединяется обычно с комнатой для подогрева пищи или при буфете-столовой делают самостоятельную кухню. Желательно иметь обособленное помещение для мытья посуды. Работу буфета (столовой) и постоянное снабжение детей кипячёной питьевой водой весьма облегчает установка водонагревателя. Для небольших школ является обязательным наличие кубовой.
Чтобы сократить переходы детей по зданию и вместе с тем предупредить засорение школы при переноске дров для топки плиты, отходов и тому подобного, буфеты правильнее всего делать в первом этаже двухэтажного и во втором этаже четырёхэтажного здания. В кухню или кубовую желательно иметь вход непосредственно с лестничной клетки.
Устройство в школьных зданиях застеклённых веранд или (в южных местностях) полузакрытых навесов на территории участка делают возможным проведение части занятий (в течение значительного отрезка учебного года) на открытом воздухе и организацию для некоторых учащихся «продлённого дня» при школе с питанием и отдыхом на воздухе. Все эти мероприятия имеют существенное значение для здоровья учащихся. Такую же цель преследует устройство при школе солярия и душа.
Во избежание занесения инфекции и угрозы закрытия школы для карантина (например, во время эпидемии гриппа), а также вследствие ряда других причин, размещение в здании школы квартир является недопустимым, кроме квартиры директора и сторожа; эти помещения должны иметь отдельные двери и не сообщаться с помещением школы.
Весьма важно, чтобы каждый учитель мог свободно читать план здания школы и разбираться в нём. Это несложно, но и требует знакомства с условными обозначениями, принятыми при составлении планов.
Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .
Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93
Группа роста (в мм)
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17°.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 — 10 мин., а для обучающихся основного общего — среднего общего образования — 15 минут.
5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
— между рядами двухместных столов — не менее 60;
— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;
— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;
— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;
— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
— от первой парты до учебной доски — не менее 240;
— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;
— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего — среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.
При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Абзац исключен. — Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72.
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.
5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 — 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).
Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.
5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.
5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.
5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.
Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.
5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.
5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.
5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.
При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 — 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен — не менее 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, ширина прохода между кроватями — не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 — 0,4 м.
5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.
5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организаций, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.
5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.
При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 м2 каждая.
5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.
Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.
5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации .
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085).
5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.
Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 м2, процедурного — не менее 12 м2.
В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Помещения должны иметь естественное освещение.
Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.
Требования к кабинету начальных классов
1. Санитарно-гигиенические требования к помещениям
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в
соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному
1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или
юго-восточную стороны горизонта.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем
освещении, при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство
правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола
1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны)
оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть
оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми
шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.5. Уровень освещенности кабинета должен соответствовать норме от 300 до 500 ЛК.
1.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным
освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок. Светильники
должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед
1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых
или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север в теплые тона (гамма
желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные
цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на
1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8,
1.10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с
таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21
градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек,
имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен
воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и
1.13. В кабинете должен быть установлен водопроводный кран с водосливной раковиной.
2. Требования к комплекту мебели в учебном классе-кабинете
2.1. В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться
специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для
правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования,
приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.
2.2. Мебель должна соответствовать требованиям ГОСТ .
2.3. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.
2.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные
ученические столы со стульями разных ростовых групп.
2.5. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования
необходим набор секций различного назначения, из которых компанируются варианты
комбинированных шкафов. Рекомендуются следующие типы секций:
Без цоколя, с полками.
Используют в качестве
Секция с ящиками
С цоколем. Используют в
качестве нижней. Дверки
Секция с глухими дверками
Без цоколя. Используют в
Секция с глухими дверками
С цоколем. Используют в
Секция для таблиц
С цоколем. Используют в
Секция с лотками
С цоколем. Используют в
качестве нижней. Дверки
3. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими
устройствами, аппаратурой и приспособлениями
3.1. В кабинете должны быть постоянно размещены компьютер с колонками и
мультимедийный проектор, интерактивная доска.
3.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в
лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна — у
классной доски, другая — на противоположной от доски стене лаборатории, третья — на
стене противоположной окнам.
3.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран.
4. Требования к помещениям кабинетов
4.1. Каждый учебный класс — кабинет начальной школы базового уровня обучения в
зданиях нового типа должен иметь площадь 66 м² при наполняемости класса 25 человек.
4.2. Количество классов-кабинетов должно определяться в зависимости от условий
4.3. В каждой школе (средней, неполной средней и начальной) должны создаваться
отдельные кабинеты художественного труда. Они предназначены для трудового обучения
учащихся П-1У классов в соответствии с утвержденным базовым учебным планом.
4.4. При расстановке мебели должны быть соблюдены санитарно-гигиенические нормы.
Ученические столы должны быть установлены, как правило, в три ряда. Допускается
двухрядная и однорядная расстановка столов.
Расстояние между столами в ряду — 0,6 м, между рядами столов — не менее 0,6 м, между
рядами столов и продольными стенами О,5-0, 7 м; от первых столов до передней стены
2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски —
4.5. В зависимости от планировки помещения, количества учащихся, организации их
деятельности допускаются иные варианты размещения: в 5-6 рядов, полукругом, группами
по 2-6 рабочих мест.
4.6. По задней стене класса-кабинета рекомендуется устанавливать секционные шкафы для
учебного оборудования, на передней стене — доску и часть постоянной экспозиции. На
боковой стене, противоположной окнам, рекомендуется экспонировать сменные стенды.
4.7. Раковину-мойку следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.
5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
5.1. Организация учебного помещения начальных классов должна предусматривать его
оснащение комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими
«Перечнями учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России»,
утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации по каждой
образовательной области, входящей в программу начальных классов (русский язык,
чтение, математика, окружающий мир, природоведение, история, художественный труд).
6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся
6.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя, классная доска, экран,
6.2. Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на
нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических
материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для
демонстрации объемных моделей. Не рекомендуется в столе учителя устанавливать
проигрыватель и магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение
6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими
поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита:
1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную
6.4. На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных
средств. Экран может быть не стационарным, а переносным.
6.5. Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения
— достаточная рабочая поверхность для письма, чтения;
— соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной и
рабочей позы обучающегося (правильное положение позвоночника, рук, плеч, локтей,
грудной клетки относительно крышки стола), что поддерживает нужную
работоспособность; — необходимый уровень освещенности (ЗООлк).
6.6. Рабочее место ученика в кабинете начальных классов включает в себя столы
ученические одноместные или двухместные в комплекте со стульями. Мебель должна
соответствовать росту учащихся. В классе должны быть размещены столы и стулья
следующих ростовых групп: 1,2,3,4. Каждая группа имеет свою цветовую маркировку: 1 —
оранжевая маркировка — рост ученика до 1150 мм, 2 -фиолетовая маркировка — рост
ученика до 1300 мм; 3 — желтая маркировка — рост ученика до 1450 мм; 4 — красная
маркировка — рост ученика до 1600 мм.
Промаркированы должны быть и столы, и стулья. В комплект должны входить стол и стул
одной цветовой маркировки.
6.7. Количество соответствующей маркировки изменяется от класса к классу.
Ориентировочное распределение двухместных комплектов ученических в начальных
классах (из расчета наполняемое класса 25 чел.).
Ориентировочное распределение одноместных комплектов ученических в начальных
классах (из расчета наполняемости класса 25 чел.).
6.8. У столов ученических может быть подъемная крышка. Угол наклона 7-12 градусов.
Подъем фиксируется специальным зажимом. Поднятая крышка нужна во время письма.
7. Требования к размещению и хранению учебного оборудования
7.1. Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть
использованы секционные шкафы.
7.2. Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкаф.
7.3. В верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд (словари,
справочники), альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал,
дидактические игры, игрушки.
7.4. В нижних закрытых секциях следует хранить экранно-звуковые средства обучения
(ЭЗС) (диафильмы, диапозитивы, магнитные записи, компакт-диски).
Диафильмы следует хранить в специальных укладках с ячейками. Коробки с
кинофрагментами и звукозаписями располагают в шкафу.
На нижней полке шкафа, где хранят ЭЗС, полезно 2-3 раза в год ставить банку с водой,
закрытую слоем марли — для предохранения пленки от пересыхания.
7.5. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты для
уроков трудового обучения и изобразительного искусства, объемные пособия; в нижней
части лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: линейки,
краски, карандаши, альбомы для рисования, наборы счетных палочек и т. д.
7.6. Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в
специальных ящиках у стены. Для хранения карт используют хранилище, в котором карты
подвешивают вертикально в свернутом виде.
7.7. Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в
специальных карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств
обучения и по классам, темам. Наличие карточек должно способствовать ускорению
подготовки к уроку, отслеживанию и пополнению фонда учебного оборудования.
8. Требования к оформлению интерьера кабинета
8.1. На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по
русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.
8.2. На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной
информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т.
8.3. В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене, рекомендуется
размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам — русскому языку,
чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.
9. Правила пожарной безопасности
9.1 . Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, столовых и
других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам
пожаротушения, наличие инструкции по пожарной безопасности.
9.2. Не допускается устанавливать на окнах несъемные металлические решетки,
загромождать и закладывать кирпичом оконные проемы.
9.3. Применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные
9.4. Использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т. п.
для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально
9.5.Оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки,
персональные компьютеры, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.
10. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха
10.1 .Закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
11. При эксплуатации электроустановок запрещается:
11.1. Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
11.2. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими
материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками
предусмотренными конструкцией светильника;
11.3. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими
электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также
при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
11.4. Применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
11.5. Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть
электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе
находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и
(или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией
11.6. Использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания
электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных
«Исследование школьных кабинетов»
В данной работе исследовались условия школьных кабинетов, в которых ученица проводила большую часть времени в школе на предмет их соответствия современным требованиям.Цель работы: изучить условия школьных кабинетов математики, русского языка и физики на их соответствие современным требованиям.
Задачи:
1. Найти необходимый материал в литературе, Интернет-сети, изучить и проанализировать его.
2. Провести обследование кабинетов математики, русского языка, физики на их соответствие требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
3. Представить результаты исследований в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Для решения задач были использованы следующие методы:
· Изучение литературных и других информационных источников
· Анкетирование среди одноклассников.
систематизация и обобщение полученных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_vsosh_emr_dyuryaginoy_s.v._9_a.docx | 846.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название работы
«Исследование школьных кабинетов»
Домашний адрес автора
п. Ванавара ул.Катангская, 7 -3 648490
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Место выполнения работы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Учитель физики Дегтярева Светлана Васильевна
п. Ванавара, МКОУ ВСОШ, 9 класс
«Исследование школьных кабинетов»
Руководитель: Дегтярева Светлана Васильевна
Цель работы: изучить состояние школьных кабинетов математики, русского языка и физики и их соответствие современным требованиям.
Методы исследований: Изучение литературных, справочных и других информационных источников, измерение, анкетирование среди одноклассников, систематизация и обобщение полученных данных.
Основные результаты проведенных исследований: Разработаны рекомендации для заведующих учебными кабинетами для создания в кабинетах условий, максимально комфортных для обучения.
Лишь один из пяти российских первоклассников является . здоровым. По окончанию школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%).К 15-17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями. Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей в возрасте 15-17 лет — на 65%.Такие данные привел главный педиатр РФ , академик РАМН профессор Александр Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве.
Для ребенка 6-17лет средней жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования. От качества среды учебных помещений во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Актуальность моей исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Цель работы : изучить состояние школьных кабинетов математики, русского языка и физики и их соответствие современным требованиям
- Найти необходимый материал в справочной литературе, Интернет-сети, изучить и проанализировать его.
- Провести исследование кабинетов математики, русского языка, физики на их соответствие требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
- Представить результаты исследований в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Для решения задач были использованы следующие методы:
- Изучение справочных и других информационных источников
- Измерение
- Анкетирование среди одноклассников
- Систематизация и обобщение полученных данных
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Получение сведений о рабочей (учебной) среде — необходимое условие ее изменения, улучшения. От уровня работоспособности зависит, сколько времени учащийся затрачивает на приготовление уроков, каков результат его труда. При низкой работоспособности школьник проводит больше времени за уроками, меньше гуляет. Меньше двигается, что в свою очередь снижает работоспособность.
Объектом моего исследования стали три кабинета нашей школы: математики, русского языка, физики.
Мой выбор не случаен. Я учусь в 9 классе, в этом году мне сдавать экзамены за курс основной школы по математике, русскому языку, физике. В этих кабинетах я провожу большую часть своего времени в школе.
Кабинеты были обследованы мной по следующим критериям:
- Внутренняя оценка помещения.
- Размеры кабинета.
- Температурный режим.
- Ориентация кабинета по сторонам горизонта.
- Влажность воздуха.
- Естественное и искусственное освещение.
- Наличие комнатных растений.
Перед исследованием кабинетов мной было проведено анкетирование среди своих одноклассников, учащихся 9 «А» класса. Цель анкетирования: выяснить у одноклассников, влияет ли обстановка в школе на их здоровье, какие параметры кабинета для них имеют большее значение. ( Анкета в приложении). Результаты анкетирования представила в виде диаграмм:
Выводы: многие мои одноклассники
не понимают, какую роль играет обстановка в классе на их здоровье,
а значит и на учебу.
1.Внутренняя оценка помещения.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:между рядами двухместных столов — не менее 60; между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 – 70; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100; высота нижнего края учебной доски над полом — 70 – 90.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого. Для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.
Я осмотрела кабинеты, измерила рулеткой все расстояния и выяснила, что расстановка мебели в кабинетах соответствует санитарным правилам. Цвета потолка, стен, мебели выбраны правильно. В этом можно убедиться, посмотрев на фотографии классов,
(см. фотографии в приложении)
В настоящее время согласно СанПиН 2.4.2.2821-10площадь учебных кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на одного учащегося при фронтальных формах занятий. Однако большинство школ, в том числе и наша школа,отвечают более ранним нормам строительства. В таких школах площадь на одно ученическое место должна быть не меньше 1,25 –1,5 кв. м.Ширина класса не должна превышать 6,3 м, т.к. при большей ее величине парты третьего ряда, наиболее далеко отстоящие от окон, оказываются в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения.Длина классов в школах должна составлять 8-8,4 м, а удлинение их размеров до 9 м недопустимо,т.к. это может привести к излишнему напряжению органов зрения и слуха детей. Высота классных комнат должна быть равна 3-3,2 м, в результате чего минимальная кубатура, приходящаяся на одного школьника достигает 3,75 куб. м.
В первую очередь я измерила рулеткой параметры выбранных классов: длину, высоту, ширину помещений. Нашла площадь и объем кабинетов. Далее определила площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив при этом полученные результаты на количество посадочных мест. Все данные занесла в таблицу(см. Таблица 1).